Методический комплект к Дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «LEGO-Малышок»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся 3-4 года

Срок реализации: 1 год

 

Для реализации Программы используются следующие методические материалы:

– календарный учебный график

– методическая литература для педагогов

– дидактический материал (плакаты, схемы, муляжи, иллюстративный материал, картинки с изображением объектов реального мира, фотографии, игрушки, мячи и т.д.)

– ресурсы информационных сетей (опыт проведения занятий и схемы изготовления изделий)

– стихи, загадки по темам занятий

– обучающие видеоматериалы для организации работы с детьми (мультфильмы, фильмы, презентации)

В процессе реализации Программы используются различные формы и методы для формирования универсальных учебных действий:

– наглядные методы: показ, пример, рассматривание

– игровые методы: сюжетно-ролевые, дидактические игры

– словесные методы: рассказ, объяснение, убеждение, поощрение, беседа, художественное слово

– практические: совместное создание моделей, экспериментирование, проектный

 

Структура (последовательность) занятия

вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия.

проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность.

непосредственно конструирование (форма организации зависит от сложности постройки, от уровня овладения конструктивными навыками).

– обыгрывание созданных моделей – создание обучающимися игровой ситуации и её обыгрывание.

 

Основные виды конструирования

Для детей 3-4 лет применимы следующие основные виды конструирования:
– задания по образцу, сопровождаемые показом и пояснениями педагога (детям предлагается готовая модель того, что нужно построить). Данный вид конструирования заключается в том, что детям предлагаются образцы построек и показывают способы их воспроизведения. На первом этапе используется дидактическая игра «Обезьянка» (педагог строит, а дети пошагово повторяют за ним, в процессе игры предлагается детям подумать, на что похожа та или иная постройка). Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность – важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

– задания по замыслу: творческое конструирование по замыслу может быть организовано двумя способами: с использованием образца примерной поделки в начале занятия (затем образец убирается) либо без использования образца. Ребенок должен сам, без каких-либо внешних ограничений, создать образ будущего сооружения и воплотить его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Данный способ конструирования обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма — это не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

задания по заданной теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме, это актуализация и закрепление знаний и умений.

 

Этапы работы по конструированию

Работа с обучающимися, непосредственно по конструированию, осуществляется поэтапно: на первом этапе ребёнок вместе с педагогом анализирует поделку, которую ему предстоит сконструировать, подбирает необходимые детали. На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию поделки. При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности.

 

Список необходимой литературы

  • Комарова Л.Г. Строим из LEGO / Л.Г. Комарова- М.: Линка-Пресс, 2001. – 87 с.
  • Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду. Типовой и инновационный варианты программы» Занятия и игры по конструированию/ Л.В. Куцакова-ТЦ СФЕРА, 2017.-240.с
  • Куцакова Л.В. Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 3-4 года/ Л.В. Куцакова-Мозаика-Синтез, 2016.-112.с
  • Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет» [Электронный ресурс]. – // Режим доступа: http://avidreaders.ru/download/konstruirovanie-i-ruchnoy-trud-v-detskom.html?f=pdf
  • Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Средняя группа. Учебно-методическое пособие/ И. А. Лыкова М.: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2015.-144.с
  • Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Парамонова – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
  • Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: методическое пособие / Е.В. Фешина.- М.: ТЦ Сфера, 2017. – 136 с.
  • Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего: Пособие для педагогов/ Авт.сост. Т.В. Лусс. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой– М.: РУДН, 2007.-133с.

 

Примерный перечень оборудования, используемого для реализации Программы:

1          конструктор Полесье «Строитель»

2          конструкторы LEGO DUPLO

3          конструкторы LEGO DАСTO

4          тематические наборы LEGO (Lego Ферма и т.д.)

5          карточки-схемы

6          карточки шаблоны

8          сортировочные контейнеры для деталей

9          интерактивная доска

10        компьютеры (ноутбуки, моноблоки)

11        проектор

Back to Top