Кабинет педагога-психолога

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Шипунова Татьяна Вениаминовна

фото2+

ГРАФИК РАБОТЫ НА 2015-2016 УЧ.Г.

Понедельник 8.30 – 13.00;
Консультация для родителей  8.30-8.55
Вторник 13.30 – 18.00;
Консультация для родителей 17.30 – 18.00

Четверг 8.30 – 12.00;
Консультация для родителей 8.30-8.55
Пятница 8.30 – 12.00;
Консультация для родителей  8.30-8.45


Материал для родителей

Мамочка, не уходи!
(что делать, если ребенок трудно расстается с родителями)

Чтобы облегчить ребенку расставание с вами, постарайтесь придерживаться следующих правил.
• Не показывайте, что слезы ребенка ранят вас в самое сердце. И ни в коем случае не меняйте своего решения покинуть квартиру.
• Никогда не уходите, когда ребенок спит, или по-английски, не прощаясь. Малыш потеряет к вам доверие и будет думать, что вы можете его бросить в любую минуту.
• Предупреждайте ребенка заранее, что собираетесь уходить.
• Дайте ребенку задание. Пусть в ваше отсутствие он что-нибудь нарисует, слепит или сконструирует.
• Обучите ребенка элементарным навыкам самостоятельности. Многие дети переживают, что без мамы они становятся абсолютно беспомощными: они не могут сами раздеться или одеться, не могут самостоятельно есть, умываться. При этом не все дети решаются попросить о помощи кого-нибудь, кроме мамы. Если все это они смогут делать без чьей-либо помощи, они будут не так остро реагировать на ваше отсутствие.
• Обменяйтесь «секретиками». Пусть ребенок получит какую-нибудь вещь от вас, а вы возьмите с собой его вещичку. Сделайте это втайне от других. Мамин родной запах поможет малышу успокоиться, а общий секрет станет связующим звеном между вами.
• Пообещайте ребенку принести сюрприз. Это не обязательно должно быть что-то дорогое, подойдет любой цветочек, интересная вещичка, шишка или опавший листочек.
• Если, несмотря на все ухищрения, ребенок горько плачет, проявите понимание к его чувствам, но дайте ему самому справиться с эмоциями.
• Заручитесь поддержкой бабушки или другого близкого человека. Пусть они переключат внимание ребенка на что-либо другое. Самое простое – сказать: « Пойдем помашем маме из окошка».

Когда малыш спокойно будет оставаться без вас, начните рассказывать ему про детский садик, что он будет там делать, что вообще происходит в группе в течение дня. Так для него будет проще адаптироваться к новым условиям.
Что же касается самого детского сада, оставлять ребенка в группе нужно постепенно, сначала на час, через 2-3 дня до обеда и только после того, как малыш адаптируется, уже на полный день. Но в любом случае ребенку надо честно сообщать, когда мама за ним придет.

Агрессивные мультфильмы. Польза или вред для наших детей?

Американские психологи подсчитали: средний подросток к 12 годам успевает стать свидетелем 100 тысяч сцен насилия по телевизору. Частое созерцание этих сцен может повысить склонность к агрессивному поведению. Это подтверждается экспериментами американских и бельгийских психологов. У дошкольников и детей 8-9 лет определяли уровень агрессивности до и после просмотра мультфильмов с агрессивным содержанием. После просмотра уровень агрессивности у детей повышался.

В Германии опрашивали матерей дошкольников – что именно дети смотрят по телевизору и в течение какого времени. Ответы матерей совпали с результатами психологического обследования их детей. Чем больше и дольше ребенок смотрит агрессивные мультфильмы, тем выше обнаруженный у него после этого уровень агрессивности. Причем это не зависит от коэффициента интеллекта и социально-экономического положения его семьи.

Исследователи объясняют это так: если ребенок чрезмерно увлечен агрессивными мультфильмами, он начинает отождествлять себя с агрессивными персонажами. Он перенимает опыт решения проблем с помощью агрессии. А если в его окружении (в семье, в среде сверстников) этот опыт одобряется и подкрепляется, образуется порочный круг. Не на всех детей такие мультфильмы влияют именно так. От чего это зависит? Можно выделить 4 фактора, влияющих на возникновение агрессивности:

  • От степени агрессивности содержания мультфильма и длительности его просмотра;
  • От личностных особенностей ребенка, от того, как он интерпретирует его содержание;
  • От семейного стиля воспитания;
  • От того, насколько сильно на него влияние сверстников.

Существует и находит поддержку следующая точка зрения: фильмы, в том числе и мультфильмы с агрессивным содержанием полезны, т.к. помогают избавиться от отрицательных эмоций. Это, мягко говоря, не совсем так. После просмотра такого фильма агрессивность у детей сильно повышается.

   Освободиться от возникшего напряжения, агрессии можно вербально, т.е. с помощью слов, высказываний, или с помощью физических действий. Такой прием используют в работе с детьми психотерапевты. Но тут нужно учитывать вот что: это дает лишь временное снижение напряжения. Кроме того, ребенок может привыкнуть отвечать на конфликты в общении именно так. А ведь существуют и другие, более конструктивные способы. Фильмы с агрессивными сюжетами также могут способствовать возникновению страхов у ребенка. Ведь дети, особенно дошкольники, не всегда могут отделять вымысел от реальности. Мы, взрослые, не задумываемся о том, что такого страшного в классических детских сюжетах. Например, в сказке о Синей Бороде или о Белоснежке и се6ми гномах. Между тем, создатель знаменитого кукольного театра Сергей Образцов совершенно серьезно не рекомендовал приводить на спектакль «Красная Шапочка» детей младше 5-ти лет. Он считал, что сцены, в которых волк глотает бабушку, а потом Красную Шапочку, могут травмировать малышей. Объяснения взрослых, что это происходит только в сказке, не убеждают маленького ребенка. Ведь он только что видел это собственными глазами.

Большинство детей 6-ти лет уже, как правило, спокойно воспринимают сказочных чудовищ и злодеев. Но для них травмирующим фактором в сюжете может стать другое – например то, как там обращаются с детьми. В некоторых сказках и фильмах с маленьким ребенком обращаются жестоко: его бросают родные, никто не защищает. Есть данные наблюдений: при просмотре фильма «Парк юрского периода» малыши пугались ужасных динозавров. А 7-летних гораздо больше травмировали сцены, в которых взрослые подвергали детей риску.

Трудно полностью уберечь ребенка от страшных сцен. К 8-9-ти годам дети понимают, что фильмы, в основном – это вымысел. Но теперь они особенно остро воспринимают программы новостей, в которых сообщается о насилии, терроризме, жестокости. Негативные эмоции особенно сильны, если жертвами становятся дети, Ребенок представляет себя на их месте, ему могут начать сниться страшные сны, появляются навязчивые мысли, постоянная тревога.

Да, детей надо предупреждать о возможных опасностях. Но это не значит, что просмотр агрессивных фильмов и «ужастиков», а также криминальных новостей придаст им сил и уверенности при встрече с реальной опасностью в жизни.

Как и во всем, нужно чувство меры. Надо учитывать уровень психической зрелости ребенка, его индивидуальную уязвимость, подверженность страхам. Психологи также рекомендуют смотреть вместе с ребенком самые разные передачи, помогая выбирать из них те, которые заслуживают внимания и не наносят морального и психологического вреда.

( По материалам публикаций статей по детской психологии в средствах массовой информации).

Можно ли предотвратить детскую ложь?

Родителям и педагогам нужно знать, что детская ложь не появляется неожиданно и сама по себе. Ребенок учится лгать так же, как учится всему остальному. То есть учится у нас, взрослых. И воспитывают, убеждают ребенка не столько слова, сколько модели поведения, демонстрируемые взрослыми. Задуматься о том, как воспитать ребенка правдивым, лучше до того, как появились первые признаки лжи. Предотвратить и искоренить – задачи разные. Наши рекомендации молодым родителям, которые имеют дело с чистым, искренним созданием, не знакомым с ложью.
1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Самые опытные манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое.
2. Сдерживайте свои обещания как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний. Чтобы выполнить этот пункт, нужно быть внимательным к своим словам и обещаниям, не бросаться словами и обещать только то, что вы действительно сможете выполнить.
3. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует нас, и в подавляющем большинстве случаев причины негативного поведения -это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.
4. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Работать нужно не с самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал.
В 10% случаев вы обнаружите, что это не ложь, а недоразумение, основанное на особенностях детского восприятия. Объясните, как все обстоит на самом деле.
В 20% ситуаций лежит стремление ребенка получить или продолжить запретное удовольствие.
В 30% -это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и запугивать ребенка, произойдет усугубление: ребенок не перестанет бояться, а следовательно, лгать.
5. Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимания на его лжи. Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему «плохие» мысли, «коварные планы», «наличие дурных генов». В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не ставить цели солгать, Он учится жить, решать проблемы, удовлетворять собственные желания. От вас зависит, какая жизненная стратегия у него закрепится.
Пересмотрите систему запретов в семье. Может быть, в жизни ребенка слишком много нельзя, а он – активен, любознателен. Ребенку надо объяснить, почему существуют все эти нельзя. А от дошкольника надо просто убрать то, что «нельзя трогать, есть, смотреть».
7.Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать, каким бы серьезным ни был проступок, или вы рискуете больше никогда не услышать правды.
8.Программируйте ребенка на правду, а не на ложь. Фразы: «Тебе 6 лет, а ты уже врешь…Ты хочешь вырасти лгуном, преступником?»- содержат в себе негативные программы, побуждающие ко лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный, почему же ты не сказал правду?»
9.Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства. Показывайте, что вы поняли, что за этим стоит. «Ты, наверное, просто не хочешь спать, поэтому просишь воды?»
10.Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает игрушки, просит прощения, ищет в магазине именно такие конфеты, которые съел, извиняется перед воспитателем за то, что солгал и т.д. Если вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие- съесть сладости, получить игрушку, нагуляться и др., вы закрепили привычку. Задача взрослых – не позволить ребенку получить психологическое и физическое удовольствие от результатов собственной лжи. Укоры совести, которые он испытывает при ликвидаций последствий своего обмана, не позволят ему поступить так в следующий раз.
11.Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б.Спок говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на рубль. Но если он провинился на 5 копеек, и наказание должно быть соответствующим.

Back to Top