Глоссарий

Активность — способность действовать.

Беседа — совместное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы.

Вербальный — речевой.

Возрастная компетентность — круг вопросов, в которых ребёнок обладает познаниями, опытом в соответствии со своим возрастом и успешно применяет в жизненных ситуациях.

Гендерный подход — специально, педагогически и личностно-организованный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

Деятельностная компетентность — постановка цели, умение отбирать необходимые средства для её осуществления, определение последовательности действий; осуществление выбора и принятие решения; умение договариваться о совместных действиях, работать в группе; прогнозирование результата, оценивание и корректирование действий (свои, другие).

Дресскод — представительный вид сотрудника, соответствующий специфике выполняемых обязанностей, условиям работы.

Звучащие жесты (термин Г. Кеетман), телесная игра — набор раз- нообразных звуков, образованных телодвижениями (притопы ногами, хлопки в ладоши, шлепки по коленям, щелчки и цокания язы- ком и др.). Телесные жесты являются подготовительным этапом к инструментальной игре.

Здоровьесберегающая компетентность — владение своим телом, всеми видами движений, представление о своём физическом облике и здоровье, забота о нём, владение культурно-гигиеническими навыками и понимание их необходимости.

Инклюзивное («включённое») образование — процесс обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в среде нормально развивающихся детей.

Интеграция — установление системных связей в образовательном процессе, связующим звеном которых выступает ребёнок. Интерактивность — способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или с кем-либо (с человеком).

Интеллектуальная компетентность — практическое и умственное экспериментирование, установление причинно-следственных связей и речевое планирование, умение группировать предметы на основе их общих признаков, осведомлённость в разных сферах жизни, прямой и обратный счёт до 10, первичные представления о величинах, представление о простейших геометрических фигурах, владение элементами конструирования, понятие о времени, соответствующая возрасту ориентация в пространстве верх-низ, право-лево,

Когнитивный — познавательный.

Коммуникация — осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества; обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определённым образом для достижения результата.

Коммуникативно-языковая компетентность — произношение всех звуков русского языка, умение выделять звуки в слове, владение основными способами высказываться простыми распространёнными предложениями, грамматически правильно строить сложные предложения, составление связного рассказа по сюжетной картинке, использование обобщающих слов, антонимов, сравнения, наличие элементарных представлений о звуке, слове, предложении, умение ставить вопросы, делить слова на слоги, выделять главное в тексте, адекватном возрасту.

Компетентность (лат. — соответствие, соразмерность) — 1) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом; 2) готовность действовать в неопределённой ситуации.

 Компетенция — готовность человека к мобилизации знаний, умений, внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Комплексно-деятельностный подход — гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности.

Конформность — соглашательство.

Мелкая  моторика — пальцевые движения.

Методы — способы взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников по осуществлению задач образования, воспитания, развития.

Образовательный процесс — основной объект в дошкольной организации, представляет собой целенаправленное взаимодействие педагога и ребёнка по обучению, воспитанию и развитию личности посредством организованных процессов (познавательного, воспитательного, самообразования), что обеспечивает всестороннее развитие ребёнка.

Образовательная область — отдельная составляющая образовательной программы, имеющая свои цели и задачи, интегрируемые с задачами других областей. Термин «образовательная область», с одной стороны, позволяет конкретизировать наполняемость основных направлений развития детей, с другой — не нарушает принципа интегративности содержания дошкольного образования, так как «образовательная область» не является узким направлением деятельности.

Образовательная среда — совокупность объективных внешних условий, факторов, социальных объектов, необходимых для успешного функционирования МДОУ.

Приём — элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.

Принцип — исходное, начальное положение, которым руководствуется педагог в своей практической деятельности и поведении.

Проблема — противоречие между известным и неизвестным.

Профессиональная компетентность — интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уро- вень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности.

Рассказ — словесное изложение каких-нибудь событий.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Родительские вечера — форма работы, которая сплачивает коллектив. Родительские вечера проводятся 2—3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер — это праздник общения с родителями друга своего ребёнка, это праздник воспоминаний младенчества и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребёнок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Родительские конференции (групповые или для всех групп) — обсуждают насущные проблемы общества, участниками могут стать психологи, медицинские и социальные работники. Активно на конференции выступают родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является принятие определённых решений, планирование мероприятий по заявленной проблеме.

Родительские чтения — форма работы с родителями, которая даёт возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения.

Родительский тренинг — активная форма работы с родителями, которые хотят изменить своё отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут активно в них участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включать в себя 5—8 занятий. Проводит тренинг, как правило, психолог, кото- рый даёт возможность родителям на время ощутить себя ребёнком, пережить эмоционально ещё раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «воспоминания детства».

Самостоятельная деятельность ребёнка — модель организации образовательного процесса, в которой взрослый организует развива- ющую среду и занимает позицию наблюдателя; педагог действует в жёстком временном интервале, ребёнок — в гибком; инициатором деятельности является ребёнок. Совместная деятельность взрослого и ребёнка — модель организации образовательного процесса, в которой взрослый и ребёнок являются равноправными партнёрами; педагог действует в жёстком временном интервале, ребёнок — в гибком; инициатором деятельности может быть как взрослый, так и ребёнок.

Социальная компетенция — понимание отношения к личности разных людей, умение понимать других людей и самого себя, способность устанавливать контакты, ориентироваться в мире человеческих отношений на основе усвоенных норм и правил, т.е. не теряться в новой обстановке, выбирать адекватную линию поведения, уважать желания других людей, включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, вести свободный диалог, умение оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения, уверенность в себе и чувство собственного достоинства, отстаивание своей позиции в совместной деятельности; социальная полезность для себя и окружающих.

Тактильно-кинестетический — осязательно-двигательный.

Шаркунки — самодельные инструменты: баночки, коробочки с различными наполнителями (крупы, бусины, камушки и т.д.), которые при встряхивании издают специфический шум.

Экспертная оценка (рейтинг) — метод количественной и (или) качественной оценки отдельных сторон наблюдаемого объекта с помощью независимых экспертов, отличающихся компетентностью в этом вопросе, объективностью и непредвзятостью оценочных суждений.

Эмоциональная лабильность — крайняя изменчивость настроения.

Эмпатия — понимание другого или вхождение в душевный мир другого человека.

«Я-концепция» — самооценка.